Основа:
1. Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов (временные положения), разработанных во исполнение
Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" - с изменениями.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994г. № 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе".
3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. N ВК 477).
4. 1, 2 и 3 утверждены:
- Министерством экономики Российской Федерации (20 декабря 1994г. № ЕЯ-152)
- Министерством финансов Российской Федерации (2 декабря 1994 г.
№ 7-02-01)
- Министерством строительства Российской Федерации (2 декабря 1994г.
№ ВБ-11-258/7).
Введение:
Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть заявки претендента на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов. Для оформления бизнес-плана рекомендуется использовать приводимое ниже его описание с краткими комментариями. Дополнительные расчетные таблицы при необходимости составляются в соответствии с п. 3.
1. Титульный лист
Название и адрес
предприятия Имена и адреса учредителей |
Директор: имя и телефон Суть проекта (3-5 строк) |
Совокупная стоимость проекта и источники средств (выпуск акций, займы).
Заявление о коммерческой тайне. Весь лист не более 25 строк.
2. Вводная часть или резюме проекта (3-4 стр.)
Это реклама проекта, а потому она должна содержать доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый спрос. Отдельно дается обоснование того, почему предприятие добьется успеха.
Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (использование труда инвалидов; прокладка хорошей дороги и т.п.), то указать их.
3. Анализ положения дел в отрасли (3-4 стр.)
(назначением раздела является указание на характер отрасли - развивающаяся, стабильная, стагнирующая)
3.1. Цель - раскрыть формирование потребности в товаре, отправляясь от общего уровня развития экономики, например, путем привязки продукта к динамике валового внутреннего продукта или его отдельных элементов. Для контроля важно провести подробные сопоставления отдельных развитых стран, например, по среднедушевому потреблению. Период наблюдения - порядка 10 лет.
3.2. Динамика продаж товара за последние 3 года по России.
3.3. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.
3.4. Доля предприятия по производству продукции в России (фактически за 3 последних года).
3.5. Потенциальные конкуренты (указать имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Существо проекта (до 5 стр.)
4.1. Описание товара. Сведения о патентах. Торговый знак. Есть ли опыт производства товара.
4.2. Чем предлагаемый к выпуску товар отличается от импортных
4.3. При каких условиях товар может экспортироваться (цены, маркетинг, создание сети сбыта, и т.д.).
Необходимость лицензии (заполняется при намерении экспортировать).
4.4. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Краткая характеристика (возраст, опыт
предпринимательской деятельности или руководящей работы).
4.5. Привести аргументы, обосновывающие успех предприятия.
5. Производственный план (до 5 стр.)
(назначение раздела - дать убедительные аргументы о продуманности производственного процесса)
5.1. Специфические требования к организации производства.
5.2. Состав необходимого оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость.
5.3. Сырье и материалы: поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены.
5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
5.5. Себестоимость производимого продукта.
5.6. Обеспечение экологической и технической безопасности.
6. План маркетинга (до 5 стр.)
(в разделе должно быть показано, что реализация товара
не вызовет серьезных проблем)
6.1. Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают его предпочтительным по отношению к конкурентам.
6.2. Воздействие на продукт технологических изменений (законодательство по охране природы; продукты-заменители).
6.3. Каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия.
6.4. Обоснование цены на продукцию.
6.5. Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта.
6.6. Соображения по организации рекламы. Примерный объем затрат.
6.7. Сведения о разработке новых продуктов, могущих составить конкуренцию предлагаемому.
6.8. Имеются ли договоры на реализацию товара.
7. Организационный план (2-3 стр.)
7.1. Форма собственности. По товариществам указываются условия создания и партнерства; по АО- основные пайщики и принадлежащие им доли.
7.2. Если это открытое АО, то сколько акций уже выпущено и сколько предполагается выпустить.
7.3. Члены совета директоров и их телефоны, краткие биографические справки (если проект реализуется на предприятии, входящем в АО).
7.4. Кто обладает правом подписи финансовых документов.
7.5. Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
7.6. Отношение с местной администрацией. Важно привести аргументы, показывающие ее заинтересованность в проекте.
7.7. Указать вопросы, решение которых существенно зависит от отношения к ним местной администрации.
8. Финансовый план (до 5 стр.)
(данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта)
8.1. План доходов и расходов.
Назначением данного подраздела является определение суммарных доходов и расходов, с которыми связана реализация проекта, с целью определить необходимость привлечения средств.
Собственные средства инвестора, включая ранее реализованные акции дополняются привлекаемыми ресурсами за счет кредитов коммерческих банков, иностранных займов, а также за счет прямых ассигнований из федерального, регионального и местного бюджетов, облигационных займов, средств, полученных от реализации принадлежащих государству акций и внебюджетных отраслевых фондов.
8.2. Баланс доходов и расходов по отдельным товарам.
8.3. План денежных поступлений и выплат на период реализации проекта.
|
Годы освоения мощности |
Годы после освоения мощности |
|
1:2:3 |
4:5:6:7:8:9:10:11:12 |
1. Поступление выручки от продажи |
|
|
2. Другие доходы от реализации |
|
|
3. Итого поступления: {3} = {1} + {2} |
|
|
4. Платежи на сторону, всего: |
|
|
4.1. оплата счетов поставщиков |
|
|
4.2. заработная плата (за вычетом
удержаний) |
|
|
4.3. расчет с поставщиками |
|
|
4.4. реклама |
|
|
4.5. арендная плата |
|
|
4.6. страховка |
|
|
4.7. процент по кредитам |
|
|
4.8. возврат кредитов |
|
|
4.9. амортизация |
|
|
4.10. налоги и другие обязательные
платежи |
|
|
5. Баланс платежей {3}-{4} |
|
|
По строке 1 показывается выручка от продаж. В строке 2 учитываются прочие доходы, например, от сдачи в аренду помещений и оборудования, созданных по проекту. Строка 3 является итоговой:
{3} = {1} + {2}. По строке 4 показываются все платежи, связанные с проектом, а ниже дается расшифровка их основных статей.
Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий разновременные значения баланса (строка 5) к началу реализации проекта. Она является минимальной величиной процентной ставки, при которой занятые средства окупятся за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:
где Pt - ежегодная разность платежей (строка 5);
Т - сумма периодов создания проекта и средней продолжительности эксплуатации основного технологического оборудования;
n - внутренняя норма рентабельности.
Расчеты производятся последовательным набором
n.
Принципиальным условием эффективности проекта является положение о том, что внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам.
Срок окупаемости представляет собой период времени, за который величина накопленной чистой прибыли сравняется с инвестициями и отрицательное сальдо погасится положительными сальдо последующих лет. Применительно к условиям конкурса это означает, что отрицательное сальдо 2003 г. по абсолютной величине должно не превосходить сумму за 2004 и 2005 годы. Срок окупаемости без дисконтирования рассчитывается по данным приведенной таблицы. Числителем расчетной формулы служит сумма строки 4 за все годы создания проекта, т.е. до освоения производственных мощностей, знаменателем - сумма строки 5 за период с начала освоения мощностей.
|